Статьи: / Наука / Потерянный рай


Текст: Еремей Парнов
Опубликовано Paradoxe

Потерянный рай
поисками рая занимается чуть ли не каждый, но если попытаться найти настоящий рай тот, о котором в библии?

Где же он располагался, этот дивный сад, в какой конкретно точке Земли?

В Библии указан следующий адрес: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человека душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото... Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает перед Ассириею. Четвертая река Евфрат" (Быт. 2, 7--14).

Дело вроде бы за малым: найти место слияния названных четырех рек. Но орешек, о который обломали зубы изощренные богословы древности, оказался настолько крепок, что поиски Эдема до самого последнего времени оставались безуспешными. В известном смысле повторилась история с Атлантидой Платона. Где только не искали этот навеки утраченный рай! Не найдя на Земле, устремляли взор в небеса или пытались придать библейскому тексту аллегорический смысл.

Но ведь точно названы реки и страны! Так что упорные поиски рая не прекращались. Одни указывали на Африку, другие -- на Армению и уж, конечно, на библейские земли: Сирию, Палестину, Месопотамию. Иных фантазия уводила еще дальше -- в Индию, в Гималаи, а то и на Цейлон. Там, кстати, есть глубоко почитаемая всеми религиями гора, называемая пиком Адама. На ее вершине можно увидеть нечто напоминающее след исполинской ступни. Но на Цейлоне названных рек нет. Тем не менее можно понять первых миссионеров, очарованных дивной природой острова и уверовавших, что они наконец нашли то самое место.

Поиски продолжались. И вот еще одна удивительная находка археологов: клинописная табличка, найденная среди руин шумерского города Ниппура, содержит текст, поразительно сходный с библейским. В нем повествуется о некой светлой и чистой земле, где не ведали ни болезней, ни смерти. Там протекала сотворенная богом Энки река, питавшая сладостный сад. А ведь и на языке Библии слово Эдем, Ган-Эден, означает "приятность", "сладость". Знаменательно и то, что клинописные таблички шумеров содержат само наименование "Эдем" и слово, которое читается как "Адам", хотя оно и не является именем собственным.

Подобные совпадения едва ли случайны. Они лишний раз подчеркивают значимость точных названий указанных в Библии рек. Адреса двух, и притом наиболее значительных, уже не вызывают сомнений. Это "протекающая перед Ассириею" Хиддекаль, как именовали в древности Тигр, и, конечно, Евфрат. Но где же две другие -- Фисон и Гихон? До самого последнего времени это оставалось интригующей загадкой.

Поскольку Гихон должен протекать через Куш, что в ряде мест Библии тождественно с наименованием Эфиопии, его принимали за Нил. Фисон же, орошающий загадочную страну Хавилу,-- за Ганг, полагая, и не без оснований, что она, эта Хавила, расположена где-то на стыке Персии и Индии.

Таким образом, выходило, что Эдем следовало искать где-то между Персидским заливом и Нилом. Во всяком случае, так считали римский историк Иосиф Флавий и отцы христианской церкви. Однако Нил никак нельзя увязать с водной системой Двуречья в Месопотамии. Поэтому были основания принять за таинственную Хавилу золотоносную Колхиду, а прорезающую ее реку Фасис -- за Фисон. Тогда Гихоном должен был оказаться Аракс, чье русло пролегает в местности с тем же названием -- Куш, но расположенной в Прикаспии.

На изданной в 1691 году во Франции карте Месопотамии Эдем поместили в правом нижнем углу. Гравер очень точно передал извилины речной системы, но допустил ошибку, приняв разветвления дельты у Персидского залива за Фисон и Гихон.

Волею случая ошибка картографа навела современных ученых на след. Доктор Заринс из университета Миссури высказал предположение, что стекающая с Иранского нагорья река, которая ныне называется Карун, могла быть тем самым Гихоном, а вади -- пересохшее руло, что теряется в Аравийской пустыне,-- Фисоном. Снимок территорий Ирака и Саудовской Аравии, сделанный из космоса, принес триумфальное подтверждение смелой гипотезы. На снимке отчетливо видно, как Тигр и Евфрат образуют при слиянии мощное русло Шатт-эль-Араб, куда впадает тонкая змейка Каруна -- Гихона. Туда же тянется (но, утопая в песках, уже не может дотянуться) обезвоженная дельта речной системы Вади-Батин и Вади-Римах, что была некогда полноводным Фисоном. Пустыня простирается вплоть до Персидского, или Арабского, как называют его в Аравии, залива, который, вероятно, и укрыл под своими волнами библейский Эдем.

Совсем недавно проведенные раскопки обнаружили, что 30 тысяч назад в этих местах шумели щедрые субтропические леса, дарившие всевозможные чудесные плоды, прежде всего яблоки и гранаты, ставшие священными символами для здешних народов.

В XV тысячелетии до нашей эры климат начал резко меняться. Буйную растительность погребли под собой ползучие песчаные барханы. Здешние обитатели, умевшие лишь пользоваться дарами богатейших лесов, были вынуждены покинуть благодатные места. Пройдут тысячелетия, прежде чем люди научатся разводить скот и сеять злаки...

Примерно 6000--5000 лет до нашей эры климат вновь стал меняться, теперь уже к лучшему. На востоке и северо-востоке Аравии и в Юго-Западном Иране ползучие пески отступили под напором живительных вод, и бесплодные до этого земли преобразились. Дальние потомки некогда откочевавших отсюда аборигенов вернулись туда, где их пращуры, не зная труда и забот, находили пищу и кров под сенью леса-сада.

Так возникла одна из первых на земле сельскохозяйственных цивилизаций. Ее основали убайидские предки шумеров -- учителей человечества, творцов клинописи. Видимо, тогда и было запечатлено на глине предание о потерянном рае, сохраненное в памяти поколений. В раю не помышляли о хлебе насущном, который отныне должны были добывать "в поте лица своего".

В тот первозданный райский сад уже никому не дано было возвратиться. Уже не пески, а морские волны поглотили его. Повсеместное таяние ледников сопровождалось сокрушительными наводнениями, о чем тоже повествуется в Библии.

Память о потерянном рае и произраставших в нем чудесных деревьях пережила все земные бедствия и катаклизмы. Как священный огонь, она передавалась от народа к народу, от отца к сыну.

В пятнадцати километрах от Ура, родины библейского Авраама, находился шумерский город Эриду. Клинописные таблички донесли до нас примечательный текст: "Около Эриду был сад, в котором было таинственное священное дерево, дерево жизни, посаженное богами. Корни его весьма глубоки, а ветви простирались до неба. Дабы никто из людей не мог войти в сад, дерево охраняли духи".

Параллели со Священным писанием здесь очевидны. В древних вавилонских надписях дерево жизни упоминается постоянно. Говорится, в частности, и о злом духе, который, явившись в облике змея, изгнал человека. На одной из табличек есть рассказ о неком Адапе из Эриду, который прогневил богов, овладев запретным знанием. Изгнанный из райского сада, этот "вавилонский Адам" утратил изначальное бессмертие, ибо не успел вкусить плодов от древа жизни.

В Британском музее хранится запечатленный на глине характерный рисунок. На нем изображено развесистое дерево, справа от которого сидит мужчина, а слева -- женщина, срывающая плод. За ней стоит на хвосте извивающийся змей и словно нашептывает ей что-то на ухо. Не случайно табличка получила название "Искушение".

Другой отпечаток -- "Адам и Ева" -- был найден в 1932 году на раскопках вблизи Ниневии американским археологом Спейсером. Табличка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры, изображает нагую чету, которую преследует все тот же коварный змей-искуситель.

Связь шумеров с Вавилонией, а библейских пророков с вавилонским пленением слишком очевидна, чтобы доискиваться до иных корней прекрасного сказания о потерянном рае. Хотя сходные мотивы обнаруживаются в древнем эпосе самых разных народов. Так, иранские предания воспроизводят почти с буквальной точностью библейскую версию о древе познания и злом духе в образе змея, соблазнившего первопредков. О золотом веке, когда люди были счастливы и свободны от зла, говорят и греческие мифы. Почти слово в слово они повторяются у китайцев и тибетцев. Словом, в тех или иных вариациях складывается знакомая картина. И всюду исходным материалом для сотворения человека названы глина, земля, прах.

Существенно отличается от прочих лишь несколько экзотический эпизод с появлением Евы. Он выбивается из общего для древних народов представления о божественном акте творения. Почему ребро?

Табличка, найденная под холмами Ниппура, восполняет недостающее звено золотой цепи, соединяющей библейскую историю с древнейшим шумерским мифом. Энки, бог живительных вод, питавших Эдем, произвел от матери-земли Нинхурсаг три поколения богинь, рождавшихся на свет в больших муках. Нинхурсаг, в свою очередь, сотворила волшебные растения, которые могли победить любую боль, но Энки нечаянно их съел. Богиня в гневе обрекла его на смерть. Один за другим стали отмирать члены тела Энки. Когда настала очередь ребер, на помощь пришел добрый дух в образе лиса. Создав для каждого органа особое божество здоровья, он приступил к таинству исцеления, начав с еще не тронутого ребра.

По-шумерски ребро обозначается знаком, читаемым как "ти". Божество, излечивающее эту часть тела, получило имя Нинти, что одновременно означает и "госпожа ребра", и "госпожа, дарующая жизнь". При переводе на древнееврейский такое двойное прочтение было утрачено. Ребро, таким образом, вторглось в библейский сюжет как самостоятельный элемент, послужив материалом для создания Евы -- "госпожи ребра", ставшей затем "госпожой, дарующей жизнь". Можно сказать, что Адам поделился частью плоти с женщиной во имя жизни на Земле. Такое прочтение более отвечает духу и букве Священного писания.

Праматерь человечества -- Ева, или Хава, как значится в оригинале Книги Бытия. Ей мы и обязаны в равной мере как нашей жизнью, так и потерей земного рая.


Дополнительно
Библия


Сайт управляется системой uCoz