|
Понимание Библии
:
|
|
Церковь [от греч. kyriake (oikia)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Ц.: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы ; иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения.
|
История: Церковь окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой, выступая, - как отмечал Ф. Энгельс, - "... в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Ц. принадлежали все члены общества (отлучение от Ц. являлось наказанием; все, отошедшие от неё, квалифицировались как "еретики"). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной Ц. в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Ц. противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя. Большинство сект, в отличие от Ц., формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.
|
Крупнейшие христианские Церкви: православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая, армянская апостольская церковь, протестантские церкви, англиканская церковь, лютеранская церковь, кальвинистская церковь . В протестантизме многие секты преобразовываются в Церковь (методисты, баптисты, меннониты).
В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит. и автономного религиозного коллектива в лице Ц.).
|
| |
Именно Церковь говорит
нам, что есть Священное Писание, равно как лишь Она говорит нам, как следует
понимать Священное Писание. Встретившись с эфиоплянином, читавшим Ветхий
Завет на своей колеснице, святой апостол Филипп спросил его: «Разумеешь
ли, что читаешь?» И эфиоплянин ответил: «Как могу разуметь, если кто не
наставит меня?» (Деяния, 8:30-31). Все мы находимся в состоянии этого
эфиоплянина. Слова Священного Писания не всегда понятны без объяснения.
Бог обращается прямо к сердцу каждого из нас, когда мы читаем Библию:
чтение Священного Писания, как говорит святитель Тихон, - это личный разговор
каждого из нас со Христом. Но мы также нуждаемся в руководстве. И наша
путеводительница - Мать-Церковь. Мы полностью используем собственный разум
при содействии благодати Святого Духа, в полной мере используем открытия
современных исследователей Библии, но всегда подчиняем частное мнение
- свое ли собственное или мнение ученых - соборному многовековому опыту
Святой Церкви.
Суть этой православной
точки зрения отражена в вопросе к оглашенному в чине принятия его в лоно
Церкви. В русской практике: «Признаешь ли, что Священное Писание должно
приниматься и истолковываться в согласии с верой, переданной нам святыми
Отцами, которую Мать наша, Святая Православная Церковь, всегда хранила
и хранит поныне?»
Чтение Библии должно
носить личный характер, но при этом мы не должны ощущать себя изолированными
друг от друга единицами, христианами-одиночками. Мы читаем как члены семьи,
семьи Вселенской Православной Церкви. Читая Священное Писание, мы говорим
не «я», но «мы». Мы читаем, пребывая в общении со всеми другими членами
Тела Христова во всех частях мира и во всех временах. Мерилом понимания
смысла Священного Писания является разум Церкви. Библия - книга Святой
Церкви.
С чего же следует
начать, чтобы обнаружить учение Церкви? Первым шагом следует выяснить,
как Священное Писание используется в Богослужении. Как, в частности, выбираются
библейские чтения к различным праздникам? Мы должны также обратиться к
творениям святых Отцов Церкви и принять во внимание то, как они толкуют
Библию. Чтение Священного Писания православными носит, таким образом,
и литургический, и святоотеческий характер.
В качестве примера
того, в чем состоит литургический метод толкования Священного Писания,
то есть исходя из того, как оно используется во время церковных праздников,
давайте рассмотрим паримии - чтения из Ветхого Завета, полагающиеся на
вечерне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля
по гражданскому календарю). Их три: 1) из Книги Бытия, 28:10-17 - сон
Иакова о лестнице, восходящей от земли до неба; 2) из книги пророка Иезекииля,
43:27-44:4 - видение пророком иерусалимского святилища с закрытыми вратами,
через которые никто, кроме князя, не может пройти; 3) из Книги Притчей,
9:1-11 - начиная со слов: «Премудрость построила себе дом».
Все эти ветхозаветные
тексты, выбранные для служб 25 марта (7 апреля) и прочих богородичных
праздников, следует понимать как пророчества о воплощении Господа Иисуса
Христа от Девы. Пресвятая Дева Мария - лестница Иакова, давшая плоть Богу
воплощенному, вошедшему в наш человеческий мир. Пресвятая Дева Мария -
врата затворенные; Она, единственная из женщин, которая зачала в девстве
и пребывала Непорочной. Пресвятая Дева Мария - тот дом, который Христос,
«Божия Премудрость» (1-е Коринфянам, 1:24), приемлет как жилище. Если
проследить таким образом, как подобраны чтения для различных праздников,
мы раскроем многогранность библейского толкования, путем сопоставления
образов и примеров, которые совсем не очевидны при первом чтении.
Возьмем в качестве
другого примера вечерню Великой Субботы, бывшую много веков назад первой
частью пасхального всенощного бдения. В ней не менее 15-ти чтений из Ветхого
Завета. Эти 15 паримий, следуя одна за другой, раскрывают перед нами весь
план священной истории, выявляя в то же самое время глубокий смысл Воскресения
Христова. Первое из чтений - из Книги Бытия, 1-13 - повествует о первых
трех днях творения. Воскресение Христово - это новое творение. Четвертое
чтение - вся книга святого пророка Ионы, в которой описывается, как пророк
три дня был во чреве кита, что предвосхищает тридневное воскресение Христово
(ср. Матфея, 12:40). В шестом чтении рассказывается о переходе израильтян
через Красное море (Исход, 13:20-15:19), которое предвещает новый пасхальный
переход от смерти к жизни (ср. 1-е Коринфянам, 5:7; 10:1-4) Последнее
чтение - повествование о трех святых отроках, брошенных в печь, раскаленную
огнем (Даниил, 3), еще один прообраз восстания Христа из гроба.
Таков эффект соборного
чтения Священного Писания в Церкви и вместе с Церковью. Изучая Ветхий
Завет параллельно с литургикой Святой Церкви и прибегая к творениям святых
Отцов, мы повсюду обнаруживаем все новые путеводящие знаки, ведущие нас
к познанию великих таинств Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.
Читая Ветхий Завет в сопоставлении с Новым и Новый в сопоставлении с Ветхим
(на что и указывает наш церковный календарь), мы открываем единство Священного
Писания.
В воскресных школах
полезно дать учащемуся особое задание: разузнать, в какие праздники читается
за богослужением определенный отрывок из Ветхого или Нового Завета. Затем
можно вместе обсудить, по каким причинам был выбран именно этот отрывок.
Другим членам группы можно дать задание по трудам святых Отцов Церкви,
пользуясь в первую очередь проповедями и поучениями св. Иоанна Златоуста.
Но следует помнить, что понадобится проявить усердие в поисках, прежде
чем вы найдете то, что хотите найти. Святые Отцы Церкви обращались к людям
иного времени, и читать их надо с умением вникнуть в их эпоху.
Протоиерей Георгий
Флоровский говорил, что современным православным необходимо обрести святоотеческий
образ мыслей. А чтобы этого достичь, мы должны проникнуть глубже поверхностного
понимания слов святых Отцов - в самую суть их внутреннего смысла.
| |