|
Душа Библии - Христос
|
|
Христос (греч. Christos, буквально - помазанник), Иисус Христос, в христианском церковном учении основатель христианства. Согласно евангельской мифологии Х. родился от "святого духа" в Вифлееме у Марии, жены Иосифа; младенцем его увезли в Египет, чтобы спасти от Ирода I; вернулся в Палестину и был крещен Иоанном Крестителем. Х. собрал вокруг себя 12 учеников-апостолов (Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Иуда и др.) и ходил с ними по Палестине, проповедуя своё учение и творя чудеса. В Иерусалиме Иуда предал Х. за 30 сребреников. На пасхальной неделе Х. был осужден римским наместником Понтием Пилатом на смертную казнь вместе с двумя разбойниками, распят на кресте и затем похоронен, но "по прошествии субботы" воскрес. Дошла до нас и "антилегенда" о Х. (передана римским писателем 2 в. Цельсом, в Талмуде и др.), согласно которой Х. был сыном Марии и римского солдата Пантеры (Пандиры) и за чародейство был забит камнями. Христианское богословие 2-4 вв. развило намеченную в Новом завете идею о Х. как сыне божьем; он стал рассматриваться как второе лицо Троицы. Ортодоксальное христианство приняло концепцию Х. - богочеловека, в котором были соединены человеческая и божественная природы.
|
Крупнейшие христианские Церкви: православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая, армянская апостольская церковь, протестантские церкви, англиканская церковь, лютеранская церковь, кальвинистская церковь . В протестантизме многие секты преобразовываются в Церковь (методисты, баптисты, меннониты).
В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит. и автономного религиозного коллектива в лице Ц.).
|
| |
Третья особенность нашего чтения Библии состоит в том, что центром его
должен стать Христос. Если на Московской конференции 1976 г. говорилось,
что «Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым», - то
в чем же можем мы обнаружить эти единство и нераздельность? В личности
Христа. Он - связующая нить, проходящая через все Священное Писание, от
первого стиха до последнего. Мы уже упоминали о том, как возникают пророчества
о Христе на страницах Ветхого Завета. Был у меня в школе учитель истории,
любивший подводить итоги словами: «Все взаимосвязано». Это правило отлично
подходит к изучению Священного Писания. Ищите взаимосвязывающие, повторяющиеся
аккорды - и постепенно раскроется все.
Часто западные критические
исследования Священного Писания применяют методологию анализа, при котором
каждая книга разбивается на различные исходные материалы. Связь между
ними разрушается, и Библия сводится ко множеству первоначальных составных
частей. Нам же необходимо увидеть как разнородность, так и целостность
Священного Писания. Православные предпочитают скорее синтетический, нежели
аналитический метод исследования. Мы рассматриваем Священное Писание как
единое целое, в котором постоянное присутствие Христа связывает все воедино.
Мы всегда ищем точек
соприкосновения между Ветхим и Новым Заветом и находим их во Иисусе Христе.
В Православии придается особое значение «типологическому» методу истолкования,
построенному на различии прообразов Христа, событий и символов, предвещающих
все стороны Его земной жизни и проповеди, на протяжении всего Ветхого
Завета. Ярким примером этого служит Мельхиседек, царь Салимский, «священник
Бога Всевышнего», который поднес Аврааму хлеб и вино (Бытие, 14:18) и
который рассматривается как прообраз Христа не только святыми Отцами Церкви,
но уже и в самом Новом Завете (Евреям, 5:6; 7:1).
Другим примером, как
мы уже видели, может послужить ветхозаветная Пасха, предвозвещающая новозаветную:
избавление Израиля от фараона на Красном море предвосхищает наше избавление
от греха смертью и Воскресением Спасителя. Таков метод истолкования, который
нам следует применять ко всей Библии. Почему, например, во второй половине
Великого Поста в чтениях Ветхого Завета из Книги Бытия занимает такое
важное место личность праведного Иосифа? Почему на Страстной Седмице мы
читаем книгу праведного Иова? Потому что и Иосиф, и Иов - невинные страдальцы,
и в своем долготерпении являются прообразами Господа Иисуса Христа, Чьи
невинные страдания на Кресте Церковь готовится в те дни прославлять. «Все
взаимосвязано».
Протоиерей Александр
Шмеман называет христианином того человека, который везде, куда бы ни
поглядел, видит Господа Иисуса Христа и радуется Ему. Это можно сказать
в особенности о христианине, знающем Библию. Именно он, куда бы ни поглядел,
видит Христа на каждой странице Священного Писания.
| |